4 года назад, 9 сентября 2003 года, умерла Лени Рифеншталь –
выдающийся и талантливейший человек XX
века. Очевидно, что в начавшемся XXI веке Лени было просто скучно и неинтересно…
Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в
Берлине в семье бизнесмена. Положение отца позволило Лени получить хорошее
образование. В 8 лет она начинает учиться в Берлинской школе искусств, а после
– в русской школе танца. В 20-летнем возрасте стройная шатенка с выразительными
глазами уже покоряла театры всей Германии и Европы.
Травма
колена вынуждает Лени покинуть сцену, но именно танец приведёт её в дело всей
её жизни. В своём первом фильме в 1926 году она сыграла танцовщицу. А далее
была целая серия «горных» фильмов. «Горы давали потрясающее чувство свободы.
Помню, когда я забиралась на вершину, я испытывала ни с чем не сравнимое
счастье». В горах она была бесстрашной и бесконечно талантливой. Современники
непременно пророчили Лени большое будущее. И в 1932 году Рифеншталь сняла (и
снялась в главной роли) свой первый фильм «Голубой свет», за который получила
от Венецианского фестиваля золотую медаль.
А дальше произошло событие, изменившее кардинально её (и не
только её) жизнь. Которое сперва вознесло её на вершину творческого мира, а
потом портило ей всю оставшуюся жизнь. В 1933 году Лени Рифеншталь встретилась
с триумфатором того же года Адольфом Гитлером. После посещённого ею митинга
национал-социалистов, после разговора с Гитлером молодая перспективная женщина-режиссёр
связала свою жизнь с НСДАП. Очевидно, Гитлер, будучи творческим человеком (или
считавший себя таковым, что, в принципе, одно и то же), нашёл в Лени
родственную душу. Так Рифеншталь стала любимым режиссёром фюрера и, наверняка,
его хорошим другом.
Первой картиной в новой
«должности» стал фильм «Триумф воли». Он рассказывал о съезде НСДАП, о
триумфальном, победном съезде (национал-социалисты тогда только пришли к
власти). Но не это было главной чертой фильма. Главным был революционный подход
к режиссуре, к операторской и монтажной работе. Получив новые возможности, Лени
Рифеншталь развернула грандиозную работу. В её распоряжении были десятки
операторов и помощников, операторы снимали из-под земли (из люков), с уровня
земли и в самолёте, одна из камер находилась на высоте флагов на флагштоке и
даже на дирижабле! Лени лично занималась монтажом картины, до крика спорила с
Гитлером об элементах кино и выходила из споров победительницей! В конце
концов, «Триумф воли» стал личным триумфом Рифеншталь на Международном
фестивале в Париже в 1937 году и на множестве других фестивалей.
В 1936 году «Триумф воли» был продемонстрирован на Олимпиаде в
Берлине. А сама Олимпиада тем временем стала ещё одним объектом режиссёрского
внимания Хелены Рифеншталь. Так после двух лет работы появился фильм «Олимпия».
И снова грандиозная работа, невиданные до этого времени приёмы (съёмки пловцов
под водой, бегунов – с движущейся платформы, прыгунов – из специальной ямы) и,
как результат фильм, в последствии вошедший в десятку фильмов всех времён и
народов.
В 1939 году в Европе началась война, которая не очень привлекала
Лени не столько с режиссёрской, сколько с человеческой точки зрения. В 1940
году она отправляется в путешествие по миру в поисках материала для своей драмы
«Равнина». Окончена эта картина была только в 1954 году. На самом деле, драмой
стала жизнь Лени в этот период.
Германия проиграла войну. А вместе с ней проиграл и
национал-социализм. Часть элиты Третьего Рейха оказалась на скамье подсудимых,
а часть, очевидно, скрылась в неизвестном до сих пор направлении (в основном,
под «неизвестным направлением» имеют в виду «где-то в Аргентине»). Лени
Рифеншталь попала в число первых. Тем не менее, Нюрнбергский трибунал её
оправдал. Но не оправдало и не простило «современное общество». При каждом
удобном и неудобном случае Лени припоминали её сотрудничество с национал-социалистами. О
причинах мы поговорим ниже. А последствиями таких «воспоминаний» стало
фактически отлучение Рифеншталь от мира кинематографа.
Сейчас о Лени Рифеншталь принято в «цивилизованном обществе»
говорить, что она – нацистка и пособница Гитлера. Кто-то из среды якобы
выдающихся якобы людей искусства намекает, что режиссёр продалась. Более лояльные
признают талант Рифеншталь, но недоумевают, как она могла сотрудничать с НСДАП.
А на самом деле, ответ очень прост. Это вполне естественно, что действительно
талантливого режиссёра привлёк Человек, Лидер, Личность, Сила, Триумф… И в
НСДАП, в Гитлере, в «гитлерюгенде», в штурмовиках она всё это увидела и это
повлекло её за собой. И если даже она и «продалась», то не за деньги, как
сегодня, а за понимание её, как творческого человека. За уважение. Именно
поэтому сегодня «Штурм» привлекает и будет привлекать творческих людей.
Во-первых, мы уважаем их, как творческих людей, а во-вторых, мы даём им яркие
образы и вдохновение. Ну, в самом деле, не вдохновляться же настоящему
творческому человеку наркоманами и чиновниками? Так и современный «мир
искусства», воспевающий неудачников, пьяниц, извращенцев и просто серую массу,
удивляется, как Лени могла воспевать спортсменов, лидеров народа, стройные
колонны знаменосцев и факельные шествия. Правда, удивительно?
Так Лени Рифеншталь оказалась на задворках «нового» мира. Есть
мнение, что Сталин предлагал Рифеншталь работать в СССР. Если это правда, то
это была единственная возможность для Лени вернуться на вершину кинематографа
после 1945 года. Только СССР мог дать ей соответствующие возможности и
вдохновение… Но этого не случилось. И непоседливая Хелена отправилась по миру в
поисках не столько новых сюжетов, сколько, скорее всего, самой себя. Она
снимала фильмы об африканских племенах. (После её фильма о работорговле
«современное общество» окончательно оттеснило Рифеншталь в тень. Ещё бы!
«Цивилизованному обществу» было невыгодно показывать свои негативные стороны.)
Она делала тематические серии фотографий, пользовавшиеся, не смотря ни на что,
огромным успехом. В 90 лет она врала о своём возрасте, чтобы получить разрешение
на подводное плавание! Она издала книгу, в которой рассказала о своих «пяти
жизнях». На самом деле, она прожила несравненно больше жизней и прожила бы ещё
много! Ей просто стало неинтересно. Одними воспоминаниями сыт не будешь.
Националисты и неофашисты всех стран предпочитали, непонятно за какие заслуги,
воспевать Гесса, зато совершенно не обращали внимания на эту действительно
достойную, активную и обаятельную женщину. Мир её отталкивал, а ей не на ком
было остановить свой взгляд режиссёра и фотографа…
|