ШТУРМ.at.ua
Понедельник, 25.09.2017, 00:03
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
"Штурм" №1 (осень 2006) [8]
"Штурм" №2 (весна 2007) [8]
"Штурм" №3 (осень 2007) [10]
Главная » Статьи » Статьи журнала "Штурм" » "Штурм" №3 (осень 2007)

Лени Рифеншталь: Триумф таланта

   4 года назад, 9 сентября 2003 года, умерла Лени Рифеншталь – выдающийся и талантливейший человек XX века. Очевидно, что в начавшемся XXI  веке Лени было просто скучно и неинтересно…

   Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Берлине в семье бизнесмена. Положение отца позволило Лени получить хорошее образование. В 8 лет она начинает учиться в Берлинской школе искусств, а после – в русской школе танца. В 20-летнем возрасте стройная шатенка с выразительными глазами уже покоряла театры всей Германии и Европы.

   Травма колена вынуждает Лени покинуть сцену, но именно танец приведёт её в дело всей её жизни. В своём первом фильме в 1926 году она сыграла танцовщицу. А далее была целая серия «горных» фильмов. «Горы давали потрясающее чувство свободы. Помню, когда я забиралась на вершину, я испытывала ни с чем не сравнимое счастье». В горах она была бесстрашной и бесконечно талантливой. Современники непременно пророчили Лени большое будущее. И в 1932 году Рифеншталь сняла (и снялась в главной роли) свой первый фильм «Голубой свет», за который получила от Венецианского фестиваля золотую медаль.

   А дальше произошло событие, изменившее кардинально её (и не только её) жизнь. Которое сперва вознесло её на вершину творческого мира, а потом портило ей всю оставшуюся жизнь. В 1933 году Лени Рифеншталь встретилась с триумфатором того же года Адольфом Гитлером. После посещённого ею митинга национал-социалистов, после разговора с Гитлером молодая перспективная женщина-режиссёр связала свою жизнь с НСДАП. Очевидно, Гитлер, будучи творческим человеком (или считавший себя таковым, что, в принципе, одно и то же), нашёл в Лени родственную душу. Так Рифеншталь стала любимым режиссёром фюрера и, наверняка, его хорошим другом.

   Первой картиной в новой «должности» стал фильм «Триумф воли». Он рассказывал о съезде НСДАП, о триумфальном, победном съезде (национал-социалисты тогда только пришли к власти). Но не это было главной чертой фильма. Главным был революционный подход к режиссуре, к операторской и монтажной работе. Получив новые возможности, Лени Рифеншталь развернула грандиозную работу. В её распоряжении были десятки операторов и помощников, операторы снимали из-под земли (из люков), с уровня земли и в самолёте, одна из камер находилась на высоте флагов на флагштоке и даже на дирижабле! Лени лично занималась монтажом картины, до крика спорила с Гитлером об элементах кино и выходила из споров победительницей! В конце концов, «Триумф воли» стал личным триумфом Рифеншталь на Международном фестивале в Париже в 1937 году и на множестве других фестивалей.

   В 1936 году «Триумф воли» был продемонстрирован на Олимпиаде в Берлине. А сама Олимпиада тем временем стала ещё одним объектом режиссёрского внимания Хелены Рифеншталь. Так после двух лет работы появился фильм «Олимпия». И снова грандиозная работа, невиданные до этого времени приёмы (съёмки пловцов под водой, бегунов – с движущейся платформы, прыгунов – из специальной ямы) и, как результат фильм, в последствии вошедший в десятку фильмов всех времён и народов.

   В 1939 году в Европе началась война, которая не очень привлекала Лени не столько с режиссёрской, сколько с человеческой точки зрения. В 1940 году она отправляется в путешествие по миру в поисках материала для своей драмы «Равнина». Окончена эта картина была только в 1954 году. На самом деле, драмой стала жизнь Лени в этот период.

   Германия проиграла войну. А вместе с ней проиграл и национал-социализм. Часть элиты Третьего Рейха оказалась на скамье подсудимых, а часть, очевидно, скрылась в неизвестном до сих пор направлении (в основном, под «неизвестным направлением» имеют в виду «где-то в Аргентине»). Лени Рифеншталь попала в число первых. Тем не менее, Нюрнбергский трибунал её оправдал. Но не оправдало и не простило «современное общество». При каждом удобном и неудобном случае Лени припоминали её сотрудничество с национал-социалистами. О причинах мы поговорим ниже. А последствиями таких «воспоминаний» стало фактически отлучение Рифеншталь от мира кинематографа.

   Сейчас о Лени Рифеншталь принято в «цивилизованном обществе» говорить, что она – нацистка и пособница Гитлера. Кто-то из среды якобы выдающихся якобы людей искусства намекает, что режиссёр продалась. Более лояльные признают талант Рифеншталь, но недоумевают, как она могла сотрудничать с НСДАП. А на самом деле, ответ очень прост. Это вполне естественно, что действительно талантливого режиссёра привлёк Человек, Лидер, Личность, Сила, Триумф… И в НСДАП, в Гитлере, в «гитлерюгенде», в штурмовиках она всё это увидела и это повлекло её за собой. И если даже она и «продалась», то не за деньги, как сегодня, а за понимание её, как творческого человека. За уважение. Именно поэтому сегодня «Штурм» привлекает и будет привлекать творческих людей. Во-первых, мы уважаем их, как творческих людей, а во-вторых, мы даём им яркие образы и вдохновение. Ну, в самом деле, не вдохновляться же настоящему творческому человеку наркоманами и чиновниками? Так и современный «мир искусства», воспевающий неудачников, пьяниц, извращенцев и просто серую массу, удивляется, как Лени могла воспевать спортсменов, лидеров народа, стройные колонны знаменосцев и факельные шествия. Правда, удивительно?

   Так Лени Рифеншталь оказалась на задворках «нового» мира. Есть мнение, что Сталин предлагал Рифеншталь работать в СССР. Если это правда, то это была единственная возможность для Лени вернуться на вершину кинематографа после 1945 года. Только СССР мог дать ей соответствующие возможности и вдохновение… Но этого не случилось. И непоседливая Хелена отправилась по миру в поисках не столько новых сюжетов, сколько, скорее всего, самой себя. Она снимала фильмы об африканских племенах. (После её фильма о работорговле «современное общество» окончательно оттеснило Рифеншталь в тень. Ещё бы! «Цивилизованному обществу» было невыгодно показывать свои негативные стороны.) Она делала тематические серии фотографий, пользовавшиеся, не смотря ни на что, огромным успехом. В 90 лет она врала о своём возрасте, чтобы получить разрешение на подводное плавание! Она издала книгу, в которой рассказала о своих «пяти жизнях». На самом деле, она прожила несравненно больше жизней и прожила бы ещё много! Ей просто стало неинтересно. Одними воспоминаниями сыт не будешь. Националисты и неофашисты всех стран предпочитали, непонятно за какие заслуги, воспевать Гесса, зато совершенно не обращали внимания на эту действительно достойную, активную и обаятельную женщину. Мир её отталкивал, а ей не на ком было остановить свой взгляд режиссёра и фотографа…
Категория: "Штурм" №3 (осень 2007) | Добавил: sturm (05.05.2008) | Автор: Дмитрий Фюрер
Просмотров: 588 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz